Большинство вещей в мире можно увидеть удивительно по-разному.
Рассмотрите изображение выше: это утка или кролик? Это не может быть и то, и другое, потому что утка не может быть кроликом. Но верно ли утверждение, что это ни то, ни другое? Нет, это либо утка, либо кролик, и ответ меняется в зависимости от вас. Сам объект фиксирован. Выпейте чашку чая, и изображение будет точно таким же. Но что-то в вашем понимании или восприятии перемещает объект между уткой и кроликом и обратно. Мы не можем сказать, что это определенно утка или кролик. Для разных людей и в разные моменты это либо то, либо другое.
Это рассмотрение «аспектного восприятия» было чем-то, что волновало философа Людвига Витгенштейна, и оно поднимает серьезные вопросы о природе реальности и восприятия.
Исследование Витгенштейном образа утки и кролика раскрывает нам силу нашего обучения и приобщения к правилам нашего мира. Когда ваш учитель говорит: «Это счеты», или ваши родители говорят: «это носорог», они проникают в вашу голову, чтобы безвозвратно и великолепно изменить ваше представление о мире.
У нас есть стандартный и прямой акт видения — интерпретация материала, который разбивается на чувственные данные для глаз. Например, вы можете видеть свет от своего телефона, зелень на дереве или округлость стола. Но у нас также есть способность «замечать аспект», то есть когда мы видим объект как определенный вид объекта. Это означает иметь то же самое ощущение, но видеть его по-другому. Для нетренированного глаза схема чертежа может быть просто геометрическими, лабиринтообразными закорючками. Но для инженера это «видится» как чертеж. Инженер замечает аспект, который другие не замечают.
Но эта способность замечать аспекты также может меняться и трансформироваться.
Мы подходим к миру с концепциями, и все, что мы видим, фильтруется этими концепциями. Часто то, что нам говорят другие или чему мы учимся в жизни, переопределяет то, как мы видим объекты и даже людей.