Оглядываясь назад на долгую и насыщенную историю литературы, кино и других форм повествовательного искусства, становится совершенно очевидной одна тенденция: писатели любят психические заболевания. Психические расстройства, от депрессии до биполярного расстройства и шизофрении, использовались художниками на протяжении сотен лет, чтобы усилить драматизм, сделать героев более героическими, а злодеев — более злодейскими, и позволить актерам проявить свои актерские способности — иногда с неприятными последствиями в реальном мире.
Но немногие расстройства захватили воображение писателей и зрителей так, как Диссоциативное расстройство идентичности или DID, более известное как расстройство множественной личности.
Характеризующийся выражением нескольких различных типов личности одним человеком — часто сопровождаемым амнезией каждого выражения. DID был показан в десятках книг и фильмов, от «Трех лиц Евы» 1957 года и « Сибил» 1973 года до « Бойцовского клуба» 1999 года (продолжать можно долго)…
Учитывая повсеместное распространение этого расстройства в популярных средствах массовой информации, можно подумать, что DID является относительно распространенным заболеванием или, по крайней мере, хорошо задокументированным в психиатрической литературе. Однако на самом деле DID остается плохо определенным, малоизученным и весьма спорным диагнозом, и многие психиатры задаются вопросом, существует ли это расстройство вообще.
Как следует из названия, DID классифицируется среди диссоциативных расстройств, синдромов, характеризующихся тем, что обычно интегрированные психологические процессы становятся оторванными друг от друга и от реальности. Другие диссоциативные расстройства включают диссоциативную амнезию, при которой человек внезапно испытывает большие пробелы в своей памяти, не объяснимые обычной забывчивостью или другими нарушениями памяти; диссоциативную фугу, при которой человек теряет осознание своего окружения и неожиданно блуждает; расстройство деперсонализации, при котором человек чувствует себя отделенным от своего тела или окружения, и диссоциативное расстройство идентичности, не указанное иначе, или DID-NOS, общий термин для диссоциативных расстройств, которые не попадают ни в какую другую категорию.
Все диссоциативные расстройства обычно связаны с каким–либо травматическим триггером — таким как физическое или сексуальное насилие в детстве в случае DID. Таким образом, DID широко рассматривается как своего рода защитный механизм, позволяющий страдальцу разделять травмирующие воспоминания внутри одной или нескольких личностей, которые не знают друг о друге. Как объясняет Корнелия Уилбур в «Сибил»: «Если вы слишком напуганы, чтобы столкнуться с чем-то лицом к лицу, тогда просто имеет смысл отключиться. Тогда тебе никогда не придется знать, чего ты боишься».
Это похоже на то, как почти все сообщения об НЛО и похищениях инопланетянами начали следовать в целом аналогичной схеме после выхода популярных произведений на инопланетную тематику, таких как «Близкие контакты третьей степени» и «Причастие» в 1970-х и 80-х годах. Это объяснение особенно правдоподобно, учитывая типичные крайние проявления расстройства у наиболее известных пациентов с DID.))
В то время как средства массовой информации сыграли важную роль в преувеличении распространенности DID, психиатрия в равной степени виновна в том, что она мутит воду. В 1960-х годах Корнелия Уилбур попросила психиатра Герберта Шпигеля помочь уточнить диагноз Ширли Мейсон, также известной как «Сибил». В ходе своей оценки Шпигель к своему шоку обнаружил, что многие из альтернативных личностей Мэйсон появились только в результате внушений Уилбур во время терапии. Действительно, Шпигель считал Мейсон очень внушаемой, в то время как методы Уилбур включали в себя многие приемы, обычно используемые в гипнозе. Таким образом, большая часть расстройства Мейсон была изобретена во время ее терапевтических… Подробнее »
Соглашусь…) Более поздние исследователи обнаружили аналогичную закономерность в случае с Кристин Сайзмор, обнаружив, например, что ее третья личность, «Джейн», появилась только во время сеансов терапии с Корбеттом Тигпеном.
Кроме того, вопреки повествованию, описанному в «Трех ликах Евы», Тигпену на самом деле не удалось вылечить Сайзмор от ее расстройства. На самом деле она продолжала разлучаться, напрягая свой брак до предела, еще два десятилетия. Только в 1974 году психиатру Тони Цитосу удалось объединить ее личности и позволить ей жить нормальной жизнью. Возможно, что-то в части путаю… 🙁
Бум диагнозов DID совпал с другой важной тенденцией в области психиатрии: восстановлением подавленных детских воспоминаний. Еще со времен Фрейда многие психиатры считали, что человеческий разум способен подавлять травмирующие воспоминания, такие как сексуальное насилие в детстве, и что с помощью психоанализа, гипноза и других методов эти воспоминания можно восстановить. Эта концепция привлекла значительное внимание общественности в 1980-х и 90-х годах, когда экспертные показания психиатров, утверждавших, что они восстановили подавленные воспоминания своих пациентов, были использованы для вынесения обвинительного приговора в нескольких громких судебных процессах о сексуальном насилии. К сожалению, вскоре было обнаружено, что само понятие вытесненных воспоминаний на самом деле является заблуждением… Подробнее »
Представление о том, что травмирующие события можно подавить, а затем восстановить, — это самый пагубный фрагмент фольклора, который когда-либо заражал психологию и психиатрию. Это послужило теоретической основой для «восстановления памяти» — самой страшной катастрофы в области психического здоровья со времен лоботомии.
«Мы не являемся открыто множественными. Все мы маскируем свое поведение под одной маской, одной публичной персоной, по сути, кажущейся немножественной для внешнего глаза и для большинства людей, с которыми мы общаемся. Мы можем делиться воспоминаниями и общаться между собой внутренне, поэтому для нас это легко. Мы хорошо носим маску и выглядим как ваш стандартный немножественный [человек], но носить маску может быть утомительно».
На самом деле нет ничего удивительного. Писатели всегда любили что то из ряда вон выходящее. и по сути просто вплетают в свои повествования интересные моменты которые новы свежи. Сейчас например мода на Биполярки, и даже у артистов и музыкантов.