Церемония коронации — это «ритуал» практически во всех смыслах этого слова. То же самое относится и к таким мероприятиям, как исполнение государственного гимна и пять ежедневных молитв мусульманина. Рукопожатие, подарок на день рождения — даже «привет» считается ритуалом.
А как насчет чистки зубов? Проблема с чисткой зубов — то, что мешает признать ее полноценным ритуалом, — заключается в том, что она слишком технична. Ее цели слишком конкретны. Если мы не готовы признать все виды человеческого поведения в рамках священного ритуала, мы должны исключить некоторые из них, и первый критерий исключения — это когда поведение слишком прямолинейно. Правильные ритуалы всегда немного загадочны, немного косвенны.
Конечно, некоторые ритуалы могут быть совершенно бесполезными суевериями, но по-настоящему бессмысленные ритуалы встречаются редко. Большинство ритуалов так или иначе приносят результат.
В книге «Конечно, вы шутите!» Ричард Фейнман незабываемо описывает грузовые культы, возникшие среди жителей меланезийских островов после знакомства с западными методами грузоперевозок. «Во время войны, пишет он, Меланезийцы видели, как приземляются самолеты с большим количеством хороших материалов, и они хотят, чтобы то же самое произошло сейчас. Поэтому они решили имитировать такие вещи, как взлетно-посадочные полосы, разжечь костры по бокам взлетно-посадочных полос, построить деревянную хижину, в которой может сидеть человек, с двумя деревянными деталями на голове, похожими на наушники, и бамбуковыми прутьями, торчащими, как антенны… Он диспетчер, и они ждут, пока самолеты приземлятся. Они все делают правильно. Форма идеальна. Выглядит точно так же, как и раньше. Но это не работает. Самолеты не садятся.»
Во время войны, пишет он, Меланезийцы видели, как приземляются самолеты с большим количеством хороших материалов, и они хотят, чтобы то же самое произошло сейчас.
Карго-культ имитирует лишь атрибуты функциональной практики грузоперевозок. Это форма, оторванная от функции, вышедшее из-под контроля суеверие, занятие полной бесполезности.
Я бы скорее поискал какую-то скрытую ценность в карго-культах, чем высмеивать их как бесполезное суеверие. Конечно, возможно, что меланезийцы совершенно зря тратят время, но также возможно, что они что-то от этого получают.))
Мы небрежно отвергаем их акты поклонения просто потому, что их бог, Бог Металлических Птиц.
Правильные ритуалы всегда немного загадочны, немного косвенны.
Этот ярлык применим только тогда, когда рассматриваемое поведение не кажется простым, когда мы чувствуем, что существуют скрытые планы или скрытые силы.
Это психология, лежащая в основе знаменитого третьего закона Артура Кларка:
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
А вот поведенческий аналог:
Любой достаточно непрозрачный ритуал неотличим от магии. :))
Представьте себя глубоко в тропических лесах Амазонки, в сотнях миль от цивилизации, где вы встречаете племя, которое практикует своеобразное поведение: они чистят зубы. И делают они это в стиле, подозрительно похожем на западный стиль. Они прикрепляют щетину к концу короткой палочки, натирают щетину пастообразным гелем и начинают намыливать все зубы и десны. Вы не знаете, изобрели ли они эту практику сами или переняли ее у каких-то странствующих миссионеров в прошлые десятилетия — но это не имеет особого значения. Когда вы спросите их об этом, они ответят, что делают это, чтобы «успокоить злых духов рта».)
Именно так. У нас даже в леса амазонки лететь не надо. у нас в нашей повседневной жизни много ритуалов которые мы почему то придерживаемся.
Не забывайте, что мы все обезьяны… ))
Это точно.)
Легче увидеть «ритуалы» в деятельности других людей, труднее увидеть их в своей собственной.