Антрополог Джозеф Тейнтер предложил теорию коллапса, которая применима к любому сложному обществу, включая наше собственное. По своей сути общества можно понять в терминах потоков энергии. Если обществу посчастливится открыть новый источник энергии, оно, естественно, будет расти в размерах и усложняться по мере использования этой энергии. Источник энергии может значительно различаться. Энергия может возникнуть посредством новой технологии, такой как ирригационные системы древней Месопотамии, или быть коллективной энергией завоеванных народов, вынужденных подчиняться военной силе, такой как Римская империя.
По мере усложнения цивилизации ей требуется все больше энергии для поддержания своего роста, и, как правило, она будет продолжать делать то, что успешно делала в прошлом. Тейнтер описывает это как инвестиции общества в сложность. Однако после первых легких выборов следующие шаги в развитии общества становятся более трудными и дорогостоящими. В определенный момент отдача общества от инвестиций в сложность достигает максимума, и оно обнаруживает, что тратит все больше ресурсов на получение все более скудной отдачи. По сути, по мере усложнения общества ему приходится работать все усерднее и усерднее, чтобы оставаться на одном и том же месте. «При продолжении этой тенденции, — заключает Тейнтер, — коллапс становится вопросом математической вероятности.»
Эту модель трудно рассматривать без параллелей с нашей собственной цивилизацией. В то время как основным источником энергии Рима были завоеванные народы, основным источником энергии нашей цивилизации являются ископаемые виды топлива.
Если наша нынешняя цивилизация рухнет, род человеческий продолжится, но мы, скорее всего, обрекаем потомков на незапамятные времена, на жизнь без тех благ, которыми мы пользовались, на общества, связанные ограничениями и ценностями аграрных норм, где тягловый скот и человеческие рабы становятся энергетическим кормом для небольшой, могущественной элиты.
Скорость, с которой мы эксплуатируем ресурсы земли, является неустойчивой. Помимо изменения климата, существует быстро растущий список не менее пугающих кризисов, таких как нехватка важнейших ресурсов, вырубка лесов и массовое вымирание видов. С конвергенцией этих многочисленных угроз наша глобальная цивилизация может столкнуться с полным крахом.
Сценарий, при котором человечество остается устойчивым, требует чего-то более глубокого, чем экономические и технологические решения наших текущих кризисов. Для этого потребуется более фундаментальный сдвиг в наших основных ценностях, а также структурные изменения в глобальной экономической системе, которая вызывает неравенство, раздирающее человечество.
Между тем, достижения в области генной инженерии открывают возможность того, что через несколько десятилетий пропасть между богатыми и бедными может выйти за пределы экономики и технологий и стать частью нашей биологической структуры. В конце концов, богатые и обездоленные станут — фактически, если не буквально — двумя отдельными видами. Один вид, генетически и технологически усовершенствованный, исследует совершенно новые способы быть человеком; другие виды, генетически родственные нам, останутся бороться в мире, сотрясаемом эксплуатацией ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды.
Это было бы равносильно тому, как богатое меньшинство строит роскошную спасательную шлюпку и дезертирует с быстро тонущего корабля, который уносит тех, кто не может позволить себе входной билет.
Это гонка, в которой человечество может победить, если два взгляда на прогресс — технологический и нравственный, — лежащие в основе современного познания, сольются в один взгляд на использование технологий на благо коллективного человеческого духа.
Да и от этого неизбежно. Именно поэтому сейчас очень много учёные ищут другие источники энергии.
Потому что только новая энергетика сможет нас сдвинуть с места и не дать упасть в эту пропасть.