Буддизм, даосизм, индуистская школа адвайта-веданты и другие школы восточной мысли имеют совершенно иной взгляд на самость, эго или «я». Говорят, что это представление о «я» — выдумка, хотя и очень убедительная. В буддизме есть слово для этого понятия — анатта, которое часто переводится как «отсутствие личности» — одно из самых фундаментальных положений буддизма, если не самое важное.
Эта идея кажется радикальной и даже бессмысленной для тех, кто знаком с западными традициями. Кажется, что это противоречит нашему повседневному опыту, даже всему нашему чувству бытия. Но в буддизме и других школах восточной мысли понятие «я» рассматривается как результат мыслящего ума. Мыслящий ум заново изобретает себя от момента к моменту, так что он никоим образом не похож на устойчивое целостное «я», которым, по мнению большинства, он является.
Иными словами, именно процесс мышления создает «я», а не «я», имеющее какое-либо независимое существование, отдельное от мысли. Самость больше похожа на глагол, чем на существительное. Если сделать еще один шаг, то подразумевается, что без мысли «я» фактически не существует. Точно так же, как ходьба существует только тогда, когда человек идет, «я» существует только тогда, когда о нем есть мысли. Как нейропсихолог я могу сказать, что, на мой взгляд, наука только сейчас догоняет то, чему учат буддисты, даосы и индуисты Адвайта-Веданта уже более 2500 лет.
В то время как различные нейробиологи заявляют, что «я» находится в том или ином месте нейрона, в научном сообществе нет единого мнения о том, где его найти. Возможно, причина, по которой мы не можем найти «я» в мозгу, заключается в том, что его там нет.
Именно это ощущение себя мы ощущаем с того момента, как открываем глаза утром, и до того момента, когда закрываем их ночью. 🙂
Одно из самых фундаментальных открытий Востока: индивидуальное «я» больше похоже на вымышленный персонаж, чем на реальную вещь.)
Верно.
На данный момент суть этой идеи блестяще схвачен даосским философом и писателем Вэй Ву Вэй, когда он пишет: «Почему ты несчастлив? Потому что 99,9% всего, о чем вы думаете, и всего, что вы делаете, делается для вас самих, а их нет».
Это может быть трудным для понимания, главным образом потому, что мы так долго ошибочно принимаем процесс мышления за подлинную вещь.
Потребуется некоторое время, чтобы увидеть идею «я» просто как идею, а не как факт. Мое иллюзорное «я» (голос в моей голове) очень убедительно. )
Да это личностная запутанность. Мы не правильно подходим к «Я» . зачастую заблуждаясь в этих моментах.