С тех пор, как известный исследователь приматов Франс де Вааль впервые ввел термин «альфа-самец», этот термин стал популярным среди мужчин при описании того, что значит быть среди элиты.
Франс описывал структуру лидерства в группах приматов, в которой, как правило, один самец и одна самка занимают бесспорную и довольно уважаемую позицию лидеров группы.
Они признаны большими энчиладами в стае, и в целом им предоставляются все привилегии, которые стая может дать им… лучшее жилье, лучший выбор еды и партнеров для спаривания. Может быть, даже самые вкусные бананы.
Эти привилегии хороши. Но они не бесплатные. Среди сообществ млекопитающих существует социальный договор, согласно которому, альфы должны зарабатывать эти привилегии, защищая сообщество от опасностей — будь то крадущийся лев или просто поддержание внутреннего мира. Поэтому ожидается, что альфы будут рисковать своими шеями ради племени. И именно поэтому их обожают.
Хорошо, но мы тоже млекопитающие. Разве понятие альфа-самца не применимо к человеческим группам? На самом деле, я не могу вспомнить никого, кого я знаю, который подходит под описание альфа-самца — человек, который получает все привилегии и социальное одобрение, — но который также берет на себя полную ответственность за защиту своего сообщества и первым бросается навстречу опасности, когда это приходит.
Когда меня спрашивают, как стать «более альфой», я так поясняю это. Мы не просто обезьяны. И у нас гораздо более сложные социальные структуры, чем у шимпанзе. Очень трудно связать современные человеческие социальные структуры с группой обезьян. С другой стороны, вы уникальный человек, с уникальным характером и темпераментом. Зачем пытаться засунуть ногу в чужой ботинок?
Линейная природа нашего мозга любит классифицировать вещи. Нам нравится группировать людей по полу, расе, культуре, уровню образования или финансового положения… нам нравится группировать людей по социальному положению и типу личности. Включая — Альфа-самец, Бета-самец, Омега-самец, Сигма-самец.)
И у нас гораздо более сложные социальные структуры, чем у шимпанзе. Очень трудно связать современные человеческие социальные структуры с группой обезьян.
Но мы можем многому научиться у обезьян – как в том, насколько мы похожи, так и в том, как мы эволюционировали. Поскольку мы млекопитающие и, вероятно, произошли от обезьян, понимание роли серотонина, конкуренции и иерархии доминирования полезно для понимания некоторых аспектов эволюционной психологии нашего мозга млекопитающих.
Но мы можем многому научиться у обезьян
Мы не просто обезьяны…
По мере того как человеческие общества росли и развивались, роль альф распределялась и делегировалась. У нас есть люди, которые ведут, и есть люди, которые защищают. Наши общества также ценят репродуктивную свободу — возможность для всех (не только альф) стать отцом и матерью своей семьи 🙂
Да, наш мир отличается от того, что знали наши предки-обезьяны.
Внутри стаи существует естественный механизм, основанный на серотонине, который предназначен для выявления самых сильных и смелых членов и продвижения их на вершину. Те, кто больше всего готовы противостоять опасности, становятся лидерами, и их работа состоит в том, чтобы защищать стаю. Так все устроено.
У нас в обществе это словосочетание немного мутировало по этому оно уже не соответствует изначальной фразе.
На эту фразу возложили уже совсем другие понятия и ценности.