Среди народа йоруба, этнической группы численностью около 52 миллионов человек, населяющей Нигерию, Того и Бенин, один из самых лестных способов описать человека — сказать, что у него много «itutu». сдержанный, уверенный и невозмутимый. Если автобус опаздывает, человек «итуту» не будет кричать или спорить с продавцом билетов, а лишь слегка вздохнет и устало улыбнется. Если небо разверзнется как раз в тот момент, когда они расставили стулья в саду для вечеринки, они – в своей обычной спокойной и непринужденной манере – просто заберут их всех обратно. Нет ничего такого, что могло бы смутить человека «итуту».
Важно отметить, что «itutu» — это не какой-то божественный дар или случайная черта. Это качество, которое можно развивать, и оно является результатом принятия определенного взгляда на существование. Для йоруба волнение и гнев проистекают из ошибочного и чрезмерно амбициозного представления о том, что в наших силах изменить. Когда мы верим, что контролируем внешнюю реальность больше, чем на самом деле, мы реагируем на изменения и разочарования гневом.
Спокойный человек «итуту» может быть ничуть не менее опечален, чем его истеричный коллега, из-за задержки автобуса или проливного дождя, но в основе их невозмутимости лежит ощущение того, что неприятности нельзя обойти и их следует принять как нечто в порядке вещей.
В своем благородном смирении человек «итуту» демонстрирует понимание другого ключевого термина философии йоруба: «аш», который мы могли бы перевести как судьба, существование или космический порядок. То, что находится в сфере «ашу», не может быть изменено никакой человеческой волей, но просветленный человек должен понять направление «ашу», а затем соответствующим образом скорректировать свои желания и амбиции.
Чего чего, а «итуту» мне порой ой как не хватает.
Вы не одиноки.))
Остается надеяться на просветленный ум.)
Таков космический порядок.
Главное, понять направление «ашу»)
Существует мнение, что философия, если она сделана правильно, должна звучать скучно, запретно, немного запутанно, и на ее усвоение потребуется очень много времени. Но культуры стран к югу от Сахары учат нас чему-то другому. Среди этнических групп, включая йоруба, коланга, игбо, хауса и масаи, мудрость передается в форме коротких, часто резких или меланхоличных пословиц о человеческом положении, которые можно использовать в повседневных ситуациях, начиная от выбора карьера для продолжительной семейной жизни…
Вот такое надо развивать. Потому что под час от гнева больше вреда чем пользы. Нужно учится принимать то что есть без бурных проявлений.