В детстве я был очень склонным к науке ребенком (и остаюсь им до сих пор) и с раннего возраста научился принимать фундаментальную бессмысленность Вселенной. Наука научила меня, что все это — просто атомы и пустота, поэтому во всем этом не может быть никакого более глубокого смысла или цели; того смысла, к которому стремится большинство людей. Высшего смысла — просто не существует.
Также меня не устраивало обязательное светское убеждение, что вы должны «придать свой собственный смысл». Я знал, что это такое: утешительный приз. И поскольку я не был заядлым неудачником, я решил, что мне не нужны смыслы в любом их разнообразии.
Вместо смысла я в основном придерживался позиции Алана Уоттса. Существование, говорит он, по своей сути игриво. Это не столько путешествие, сколько музыкальное произведение или танец. И смысл танца не в том, чтобы достичь определенного места на полу; смысл танца – просто танцевать. Курт Воннегут выражает схожее мнение, когда говорит: «Мы здесь, на Земле, чтобы пукать».
Теперь, честно говоря, я не уверен, являюсь ли я полноценным последователем нигилизма Уоттса или Воннегута. В глубине души, может быть, я все еще жажду чего-то большего, чем танцы и пердеж. Но, приняв нигилизм, по крайней мере, как интеллектуальную правдоподобность, я по большей части не позволил призраку смысла преследовать меня поздно ночью.
В глубине души, может быть, я все еще жажду чего-то большего, чем танцы и пердеж.
Нам всем, включая нигилистов, знакомо это чувство.)
Это точно, коллега.
Если смысл связан со связностью и особенно с причинным влиянием, мы можем понять, почему стремление к смыслу адаптивно. Восприятие смысла позволяет нам ответить на вопрос, который мы всегда задаем себе: «Почему я вообще это делаю?»
Cмысл – это не субстанция, а чувство. В этом смысле это очень похоже на красоту. И то, и другое — более или менее субъективный опыт, который мы воспринимаем в ответ на внешние сигналы.
mechanic
Если смысл связан со связностью и особенно с причинным влиянием, мы можем понять, почему стремление к смыслу адаптивно. Восприятие смысла позволяет нам ответить на вопрос, который мы всегда задаем себе: «Почему я вообще это делаю?»
obsession
Cмысл – это не субстанция, а чувство. В этом смысле это очень похоже на красоту. И то, и другое — более или менее субъективный опыт, который мы воспринимаем в ответ на внешние сигналы.
И смысл, и красота — это переживания, которых мы, кажется, жаждем, и тот факт, что все люди испытывают эту тягу, предполагает, что она адаптивна.
И точно так же, как мы можем ценить красоту, не вдаваясь в нее слишком философски, мы можем ценить и смысл, не требуя, чтобы он опирался на какое-то окончательное, метафизическое основание. :))
Однако важно помнить, что мы можем обмануться, заставив воспринимать смысл там, где его на самом деле не существует.
Верно. Мы эволюционировали, чтобы использовать набор сигналов, которые дают нам субъективное ощущение смысла.
Трудно себя останавливать. но мы действиетльно должны хотя бы иногда останавливаться и наслаждаться самим танцем.
С другой стороны, самая осмысленная жизнь — это та, от которой зависит все: судьба человечества, победа добра над злом и т.д. Нам нравится слушать истории о персонажах, которые переживают эти эпические высоты смысла: Гарри Поттер, Эндер Виггин, Фродо Бэггинс… Однако мы не можем все быть Гарри Поттерами.
Как мы все знаем, наука имеет тенденцию подрывать традиционные источники смысла. Она отвергает понятие души, продолжающей существование после смерти. Она ниспровергает мифологические сюжетные линии, которые обеспечивают особую роль или предназначение для нашего вида. Это говорит нам о том, что мы произошли не от богов, а от обезьян (и, в конечном счете, от бактерий!), и что мы возникли просто потому, что мы хорошие репликаторы; мы, как часто говорят, «отбросы пруда» на поверхности неизвестной скалы. Как будто этого было недостаточно, наука с сожалением сообщает нам, что неизбежной судьбой Вселенной является энтропийная тепловая смерть — что мы и все наши творения в конечном… Подробнее »
Да, это не слишком многообещающе.