Согласно неодарвинизму, все, что мы делаем, мотивировано стремлением к выживанию и воспроизведению генов, а все наши характеристики и привычки развились потому, что помогали нам выживать в прошлом.
Стивен Пинкер предположил, например, что наше чувство прекрасного всегда направлено на явления природы, которые для наших предков представляли выживание. Вот почему сцены с ручьями, деревьями, пышными полями, фруктовыми деревьями и цветами кажутся нам прекрасными. И это, кажется, имеет некоторый смысл — в конце концов, мы обычно находим стерильную и бесплодную среду непривлекательной. Как и в случае с эволюционной психологией в целом, в этом определенно что-то есть.
Проблема в том, что это «что-то» заходит слишком далеко и предназначено для учета всего спектра человеческого поведения, игнорируя множество других факторов. И, конечно же, есть всевозможные явления природы, которые мы находим красивыми, несмотря на то, что они не могли иметь никакой ценности для выживания наших предков.
Одно из зрелищ, которое люди находят самым красивым, — это ясное ночное небо с бархатной чернотой, звездами и Луной. Но ночная среда не имеет для нас никакого значения для выживания — на самом деле темнота была опасна для наших предков. Пустыня вряд ли может быть благоприятной для выживания человека, но многие из нас находят ее и красивой.
В своей книге «Как работает разум» Пинкер также размышляет над тем, что он называет «загадкой» человеческого творчества. Почему так много людей стремятся заниматься художественной деятельностью, такой как поэзия, рисование или сочинение музыки, когда кажется, что эти занятия не имеют большого значения для выживания? Вывод, к которому приходит Пинкер, заключается в том, что творчество связано со стремлением к статусу. Мы пишем стихи, романы и симфонии, потому что хотим сделать себе имя, чтобы мы могли привлекать сексуальных партнеров и распространять наши гены как можно дальше и шире. Это может быть верно в отношении некоторых рок-музыкантов, но каждый творческий человек знает, что существуют гораздо более глубокие мотивы — желание улавливать и передавать идеи и эмоции, вдохновлять других, влиять на них и так далее.
Все наши инстинкты, эмоции и особенности поведения связаны с определенными генами. Эти характеристики существуют в нас, потому что они имели значение для выживания наших доисторических предков. В результате гены, с которыми они связаны, были «отобраны». Например, для мужчин было генетически выгодно быть полигамными, поскольку это означало, что их генетический материал мог воспроизводиться чаще, поэтому мужчины имеют естественную склонность к измене. По мнению некоторых сторонников эволюционной психологии, изнасилование также может иметь генетическую основу; это можно рассматривать как отчаянную попытку воспроизвести свои гены мужчинами, которые не могут привлечь добровольных сексуальных партнеров.
Живые существа состоят из «эгоистичных генов», чья миссия — воспроизводить самих себя. Люди — всего лишь средства распространения нашего генетического материала. Стремление к генетической репликации — главная мотивация всего, что мы делаем.
tirannium
sirsle
Эти постулаты настолько знакомы и так широко признаны, что можно предположить, что они являются неоспоримыми «истинами», за которыми стоят огромные доказательства, которые признают все ученые. Но если копнуть чуть глубже, то окажется, что это совсем не так. Эти постулаты ближе к убеждениям или предположениям, чем к реальным истинам, и многие ученые их оспаривают.
Возможно.
Если в конечном счете все, что имеет для нас значение, — это выживание наших генов, то неизбежно, что люди — и все другие живые существа — должны быть конкурентоспособными, жадными, агрессивными и воинственными. Неизбежно, что разные группы людей воюют за территорию и ресурсы; неизбежно, что общества состоят из разных классов и сильные угнетают слабых; неизбежно, что мы все заботимся о первом и храним все наши миллионы долларов в банке вместо того, чтобы отдавать их голодающим людям на другом конце мира.
Теория «эгоистичного гена» отрицает самые благородные из человеческих качеств — нашу способность к самопожертвованию, состраданию и альтруизму — или остроумно объясняет их как «ошибки», или «замаскированный личный интерес», или «взаимный альтруизм».
Альтруизм, к примеру, на уровне отдельного организма может быть средством, с помощью которого лежащие в основе гены максимизируют свои личные интересы. Зачастую так оно и есть.
Альтруизм противоречит «генетическому эгоизму» живых существ. В конце концов, это обычно направлено на людей, которые имеют те же гены, что и мы, членов наших собственных семей или сообществ, так что, когда мы жертвуем собой ради них, это может фактически означать сохранение наших собственных генов 🙂
Это точно.
crazy_girl
Альтруизм противоречит «генетическому эгоизму» живых существ. В конце концов, это обычно направлено на людей, которые имеют те же гены, что и мы, членов наших собственных семей или сообществ, так что, когда мы жертвуем собой ради них, это может фактически означать сохранение наших собственных генов
Кроме того, эволюционные психологи также предположили, что альтруизм по отношению к незнакомцам может быть своего рода ошибкой, «пережитком» того времени, когда люди жили небольшими группами с людьми, с которыми мы были генетически тесно связаны.
«Это может быть верно в отношении некоторых рок-музыкантов, но каждый творческий человек знает, что существуют гораздо более глубокие мотивы — желание улавливать и передавать идеи и эмоции, вдохновлять других, влиять на них и так далее.»
Есть немало творческих людей, совершенно равнодушных к признанию. Моя подруга пишет стихи уже лет пятнадцать уже и никогда не пыталась их опубликовать.
Люди создавали исторически для себя устройства и технологии для продления жизни и улучшения самой жизни. Комфорт и удобства что мы сейчас имеем не что иное, а как тяга к жизни.
И творчество относится к этому же . просто к другой стороне жизни.