Почему мы верим фальшивым новостям, теориям заговора и пропаганде? Не все, во что мы верим, правда. Несомненно, что все мы придерживаемся значительного числа убеждений, которые не являются объективно истинными. Дело не в мнениях или разных точках зрения. Мы можем подхватить ложные убеждения по той простой причине, что мы их часто слышали.
Если я скажу, что луна сделана из сыра, никто, читающий это, не поверит этому, сколько бы раз я это ни повторял. Это утверждение слишком смехотворно. Но как насчет чего-нибудь более правдоподобного? Что, если я скажу, что лунный камень такой же плотности, как сыр чеддер? А что, если бы это говорил не только я? Что, если бы вы также видели твит, рекламирующий этот удивительный факт, возможно, также слышали об этом в какой-то момент от друга и плюс ко всему данный «факт» промозолил вам глаза в Инсте?
Если вы не геолог, лунный фанатик или иным образом не владеете необычайно хорошим радаром для дезинформации, связанной с лунными камнями, есть немалая вероятность, что вы в конечном итоге поверите в такой выдуманный факт, не задумываясь о проверке.
Все мы склонны верить, что что-то истинно, после многократного воздействия. Чем больше раз мы что-то слышим, тем это более кажется правдивым.
Повторение — вот что важно.
«Если ложь печатается достаточно часто, она становится квази-правдой, а если такая правда повторяется достаточно часто, она становится предметом веры, догмой, и люди умирают за нее».
Истина — вещь ненадежная не потому, что ее не существует объективно, а потому, что стимулы к ее искажению могут быть очень сильными.
Эффект иллюзорной правды — это причина того, почему реклама работает и почему пропаганда является одним из самых мощных инструментов контроля над тем, как люди думают.
Полагаясь на повторение, распространители пропаганды могут изменить убеждения и ценности людей…
Эффект иллюзорной истины был впервые описан в статье 1977 года, озаглавленной «Частота и конференция ссылочной достоверности», Линн Хашер и Дэвид Гольдштейн из Университета Темпл и Томас Топпино из Университета Вилланова. В ходе исследования исследователи представили группе студентов 60 утверждений и попросили их оценить, насколько они уверены в том, что каждое из них истинно или ложно. Утверждения исходили от ряда испытуемых, и все они должны были быть не слишком непонятными, но вряд ли будут знакомы участникам исследования. Каждое утверждение было объективным — оно могло быть проверено как правильное или неправильное, и не было предметом мнения. Например, «самый большой музей в мире… Подробнее »
Кстати, студенты в первоначальном исследовании Хашера распознали повторяющиеся утверждения, даже если не сознательно. Это означает, что их мозгам было легче их обрабатывать.
Беглость обработки имеет большое влияние на наше восприятие правдивости. Таковы люди, так мы устроены)
Наши возможности обработки информации не безграничны, и чем больше мы потребляем, тем труднее становится оценить ее ценность.
Более того, мы часто находимся далеко за пределами нашего круга компетенции, читая о темах, в которых у нас нет опыта для сколько-нибудь значимой оценки точности и ценности.
Почему повторение факта заставляет нас с большей вероятностью верить в него и быть более уверенными в этом убеждении? Как и в случае с другими когнитивными ярлыками, типичное объяснение состоит в том, что это способ экономии энергии нашим мозгом. Мышление — это тяжелая работа. Помните, что человеческий мозг использует около 20% энергии человека, несмотря на то, что на него приходится всего 2% веса его тела.
Эффект иллюзорной правды сводится к беглости обработки. Когда мысль легче обрабатывать, это требует, чтобы наш мозг использовал меньше энергии, что заставляет нас предпочесть ее.)
Ложная история, которой кто-то подвергался более одного раза, может показаться более правдоподобной, чем правдивая история, которую они видят впервые.
Одно из лучших решений — отказаться от новостей. Это высвободит время и энергию для использования вневременной мудрости, которая улучшит вашу жизнь. Попробуйте пару недель. А если вас это не убедило, почитайте газеты 1978 года за несколько дней. Вы увидите, насколько новости на самом деле не имеют никакого значения))
Пожалуй. Как следует из комментов выше, наш мозг предназначен для экономии энергии.
Мы поддаемся сильно общественному давлению. Так как мы с детства живем в обществе. И, естественно, нами можно манипулировать. Просто нужно учить себя отсеивать мусор, который не дает пользы и часто влечет последствия в виде изменения мнения.