Что вы чувствуете, когда читаете слово «сокровище»? Какие образы приходят в голову? Если вы похожи на большинство людей, простое размышление о «сокровищах» немного подбодрит вас. Наш разум естественным образом устанавливает связи и объединяет идеи. Поэтому, если кто-то предлагает вам сигнал (слово, запах, символ), ваш разум часто начинает свой ассоциативный путь. И вы можете быть уверены, что первоначальный сигнал окрасит решение, ожидающее в конце пути. Все это происходит за пределами вашего восприятия.
Представьте, что вы идете по проходу супермаркета и натыкаетесь на витрину с французскими и немецкими винами, примерно подобранными по цене и качеству. Вы делаете несколько быстрых сравнений, кладете немецкое вино в свою корзину и продолжаете делать покупки. После того, как вы рассчитались, к вам подходит исследователь и спрашивает, почему вы купили немецкое вино. Вы упоминаете цену, сухость вина и то, как, по вашему мнению, оно будет хорошо сочетаться с едой, которую вы планируете. Затем исследователь спрашивает, заметили ли вы, что играет немецкая музыка, и повлияло ли это на ваше решение. Как и большинство, вы признаете, что слышали музыку, и утверждаете, что она не имеет никакого отношения к вашему выбору.
Но это не гипотеза, это реальное исследование, и результаты подтверждают, что окружающая среда влияет на наши решения. В этом тесте исследователи поместили французские и немецкие вина рядом друг с другом, а также маленькие национальные флаги. В течение двух недель попеременно звучали французская аккордеонная музыка и немецкие пьесы Биркеллера. Когда играла французская музыка, французские вина составляли 77 процентов продаж. Когда играла немецкая музыка, потребители выбирали немецкие вина в 73 процентах случаев. Музыка имела огромное значение в формировании покупок. Но покупатели думали, что это не так.
Людей можно легко подтолкнуть к определенному решению…
Нам нравится думать, что мы лучше, чем ситуация, что мы следим за процессом принятия решений и рационально взвешиваем факты, рассматриваем альтернативы и определяем наилучший курс действий. В то время как на других легко повлиять, на нас нет. Вот в чем мы ошибаемся.
Влияние на нас действует на подсознательном уровне. Принятие правильных решений перед лицом подсознательного давления требует очень высокой степени базовых знаний и самосознания.
Мы считаем, что наш выбор не зависит от обстоятельств, однако свидетельства указывают в другом направлении.
Людьми всю историю человечества пытались управлять в той или иной степени. Это наша жизнь и она такая. Просто технологии теперь позволяют все сильнее и сильнее воздействовать на наши решения. Я начинаю понимать своих некоторых знакомых, которые ходят постоянно в наушниках. От визуальных сигналов это не избавит, но …
вот оно как же… а я постоянно в наушниках))