При более внимательном рассмотрении религия представляет собой не одну, а две эволюционные загадки. Первая – это загадка веры: как человек разумный, и только он один, стал религиозным видом. Вторая – это загадка атеизма: как неверие в богов может существовать в пределах вида, который в остальном является религиозным.
Если вера в бога(ов) действительно является универсальной чертой человека, возникшей в ходе эволюции, то как получилось, что миллионы, а может быть, и миллиарды людей сегодня не верят ни в кого? Как может определяющая черта нашего вида (а религия, безусловно, таковой является!) не быть определяющей чертой всего нашего вида?
Да, многие ученые пытались объяснить эволюцию религии. Но не менее актуальный вопрос: как атеизм эволюционировал в религиозном виде?
Многие атеисты считают себя интеллектуально одаренными личностями, направляющими человечество по пути разума. Научные данные показывают обратное. Но таковы атеисты, так они устроены.)
Там, где люди часто кажутся уникальными в каком-то отношении, при ближайшем рассмотрении обычно оказывается, что мы всего лишь исключение, а не подлинное явление. С религией, похоже, дело обстоит иначе. Большинство людей, когда-либо живших на Земле, верят в какого-то бога; они так же уверены в своих богах, как и в своём дыхании. Но ни один организм за пределами нашей непосредственной эволюционной линии никогда не задумывался о существовании бога.
Распространенное решение загадки веры заключается в том, что религия возникает естественным образом, как своего рода когнитивный побочный продукт. Целый ряд специфических ментальных адаптаций помогал нашим предкам решать повторяющиеся задачи, и эти адаптации взаимодействуют таким образом, что религии идеально вписываются в наш образ мышления.
Как гласит название одной книги, мы «рождаемся верующими». Согласно этой точке зрения, религия возникает настолько интуитивно и естественно, что атеизм является редким исключением и требует когнитивных усилий для поддержания.