В последнее время всё чаще встречаю людей, которые задаются вопросом: «Вредит ли ИИ вашему мозгу?» Это показательный вопрос. Не потому, что ИИ наносит реальный вред мозгу (он не наносит), а потому, что сам этот вопрос показывает, насколько глубоко мы боимся того, что ИИ может повлиять на нашу способность мыслить.
Мы всегда боялись, что новые технологии разрушат нашу способность мыслить: Платон считал, что письмо подорвет нашу мудрость, а с появлением мобильных телефонов некоторые люди опасались, что отсутствие необходимости запоминать телефонные номера сделает нас глупее.
Но это не значит, что мы не должны беспокоиться о том, как искусственный интеллект влияет на наше мышление. В конце концов, ключевая цель технологий — позволить нам передавать работу машинам на аутсорсинг. Это включает в себя интеллектуальную работу, например, позволить калькуляторам выполнять математические вычисления, а нашим мобильным телефонам записывать наши телефонные номера. И когда мы отдаем свое мышление машинам, мы действительно что-то теряем.
Примером того, как использование ИИ может явно навредить вашему умственному развитию, является процесс обучения или синтеза новых знаний. Если вы передаёте своё мышление ИИ на аутсорсинг вместо того, чтобы выполнять эту работу самостоятельно, вы упускаете возможность учиться. Проблема в том, что даже честные попытки использовать ИИ для помощи могут иметь обратный эффект, поскольку по умолчанию ИИ выполняет работу за вас, а не вместе с вами.
Как и в образовании так и в других аспектах, ИИ может способствовать или мешать развитию вашего творчества в зависимости от того, как вы его используете.
Появляется всё больше доказательств того, что при использовании ИИ под руководством учителя и хорошими подсказками, основанными на разумных педагогических принципах, он может значительно улучшить результаты обучения.
ИИ не убивает ваш мозг; вы делаете это, когда отказываетесь думать.