Предположим, вы верите, что каждый человек на Земле совершил бы ужасные поступки, если бы не какие-либо обстоятельства, препятствующие этому. Из этого следует, что каждый человек на Земле находится в морально эквивалентной позиции, в позиции равной вины, по отношению к тому, кто совершил ужасные поступки по отношению к вам. И отсюда становится привлекательной одна конкретная возможность – по крайней мере, я так думаю – простить всех за все, что они когда-либо сделали, не сделали, или могли бы сделать или не сделать, особенно учитывая, что вы виновны не меньше всех остальных.
Все мы грешники.))
Отчасти да.)
Какая интересная моральная эстетика.
В этом контексте прощение можно определить по-разному: как отказ от права наказывать, как отказ от обиды или как переживание особой эмоции, называемой прощением.
Здесь возникают важные, возможно, даже «эмпирические» вопросы. Насколько сильно потребуется изменить ситуацию, чтобы в целом невиновный человек совершил что-то ужасное? Насколько сильно нам придётся изменить его обстоятельства? Достаточно ли будет изменить обстоятельства, или достаточно будет только изменить его конституцию? Насколько сильно нам потребуется изменить его конституцию? Потребуется ли для этого настолько сильное изменение, чтобы он перестал быть самим собой? Мнения по этому вопросу принципиально расходятся. Хотя литература по противопоставлению личности и ситуации в эмпирической психологии здесь уместна, сомнительно, что она сможет разрешить этот вопрос.
Это связано с этическим вопросом: какой дистанции достаточно, чтобы сорваться с крючка.