Фома Аквинский (иначе Фома́ Акви́нат, То́мас Акви́нат) — один из самых известных теологов и философов в истории. Его гигантский труд «Сумма теологии» весил почти два миллиона слов и стал определением христианской теологии и этики.
Аквинский посвятил целый раздел этой книги теме девственности, утверждая, что она даже лучше брака и что безбрачие является одной из величайших добродетелей. Его итальянская семья, так отчаянно желавшая, чтобы младший брат Томас занимался сексом, придумала план, как запереть святого-однодневку в башне с проституткой. В ответ на это Фома Аквинский в ярости поднял зажженный факел и стал гоняться за женщиной по комнате. Возможно, неудивительно, что Аквинат умер девственником.
Его размышления о сексе наталкивают на вопрос: почему девственность, или целомудрие, была такой священной добродетелью? И наоборот, почему секс считался чем-то плохим?
Если вы средневековый христианский святой, это создает небольшую проблему. Ранние отцы Церкви были наследниками Платона, и, как и платоники, они считали, что физический мир ощущений следует отвергать. Материальные заботы и земные удовольствия были отвлекающими факторами — не более чем возбуждающими безделушками, которые соблазняют вас с пути.
Для Платона это был логос, то есть рациональная медитация. Для христианской Церкви признаком хорошей, добродетельной жизни были созерцание и молитва. Речь шла о вере. Проблема? Когда вы блудодействуете, вы редко думаете о Боге. Как говорит Аквинат: «Цель, которая делает девственность достойной похвалы, — это возможность иметь досуг для Божественных вещей».
Как выразился покойный Робин Уильямс: «Видите ли, проблема в том, что Бог дает мужчинам мозг и пенис, а крови хватает только на то, чтобы течь по одному за раз». ))
Сегодня наши сексуальные законы и этика меньше определяются религиозными убеждениями. Мы также менее склонны заботиться о «рациональном уме» и превозносить его так, как это делали Платон или Аквинат. В послевоенном, постмодернистском мире разум не имеет привилегированного положения по сравнению с эмоциями, интуицией или другими способами познания. Таков нынче мир.)
В результате сексуальной революции секс претерпел ребрендинг.
Да, нам не нужно принимать позицию Аквинского, чтобы оценить позицию Бенатара: секс отличается от других удовольствий, таких как еда или кино.)
Когда мы говорим о сексе и сексуальной этике, возникают две проблемы. Первая заключается в том, что существует много видов секса: иногда это по любви, иногда для удовольствия, а иногда это может быть сделано намеренно (и неромантично) для продолжения рода. Иногда это все три вида секса. Другие повседневные удовольствия не столь сложны, и поэтому при любой попытке пофилософствовать о сексе сначала придется проделать большую категорическую работу. 🙂
Другая проблема культурная. Нет единого мнения о сексе или сексуальном поведении. Обжора и гедонист гораздо более социально приемлемы, чем шлюха или распутник. Существует гораздо более широкая шкала приемлемости, когда дело касается секса, чем почти любого другого типа удовольствия.
Да есть такая проблема. Эта дилемма очень многих сильных мужей подставила.