Когда в деревне Новые Камыши опускались сумерки, дед Михалыч включал фонарь, что висел над крылечком. На свет слетались мотыльки и мошки. Паук, что свил паутину у «патрона», поджидал свою очередную жертву. Но однажды, ближе к вечеру дед Михалыч умер со счастливой улыбкой на лице. И когда пришла тьма, некому было включить фонарь. Так в еще одной маленькой вселенной остановилась жизнь.
Новый хозяин дома включит фонарь, и жизнь закипит снова.
Логично.
Этот текст — маленький шедевр лирической прозы, где простая история становится притчей о жизни, смерти и хрупкости миров. Вот мои мысли: Поэтика Обыденного и Вечного: История строится на контрасте микро- и макрокосма. Деревня, крылечко, фонарь, мотыльки, паук — предельно локальный, даже бытовой мир. Но автор называет его «маленькой вселенной» — и это не преувеличение. В этом ритуале (фонарь, насекомые, паук) заключен целый самодостаточный космос со своими законами, циклами и жизнями. Ритуал как Основа Мироздания: Включение фонаря дедом Михалычем — не просто действие, а сакральный акт, запускающий жизнь этой микро-вселенной. Свет — солнце этого мира, привлекающее «планеты»-мотыльков. Паук — хищник, чье… Подробнее »
RedHat
«И когда пришла тьма, некому было включить фонарь»: Вот она, катастрофа. Не смерть человека сама по себе, а прекращение ритуала, нарушение космического порядка его вселенной. Тьма наступает не только для дома, но и для всего созданного им микромира.
Таков мир, так он устроен.