Потенциальную угрозу для нашего самоощущения как биологического вида невозможно переоценить. Что это значит для человечества, когда искусственный интеллект станет способен написать роман, который станет бестселлером и тронет миллионы людей? Или заставит нас громко смеяться? Или создаст портрет, который сохранится на десятилетия? Или быть режиссером и продюсером фильма, который покорит сердца фестивальных критиков? Разве красота или истина, выраженные в таких работах, становятся менее сильными или аутентичными только потому, что они созданы машинным разумом?
В 2018 году аукционный дом Christie’s продал портрет с интригующей — и, несомненно, беспрецедентной — оговоркой. Произведением искусства стал ныне знаменитый «Портрет Эдмона Белами», работа, созданная алгоритмами машинного обучения. Чтобы создать произведение, парижские художники Готье Вернье, Пьер Фотрель и Уго Казель-Дюпре загрузили тысячи портретов в алгоритм, который скомпилировал и творчески отобрал каждый из них для включения. Christie’s продал портрет за 432 500 долларов — но не раньше, чем добавил оговорку о том, что произведение искусства «не является продуктом человеческого разума», а создано искусственным интеллектом.
В качестве интересного сравнения, в 2021 году Christie’s продал цифровое изображение под названием «Everydays: the First 5000 Days» цифрового художника Beeples за рекордные 69,3 миллиона долларов. В этом случае цифровая работа — известная как «невзаимозаменяемый токен» (NFT) — была создана человеком; но была бы она так же высоко оценена, если бы была создана полностью с помощью машинного обучения и алгоритмов, без прямого участия людей? )
Думаю, только время покажет, но для арт-дилеров, коллекционеров и любителей технологий роботизированное искусство уже ощущается в мире мейнстримного искусства.
Развили ли роботы уже самостоятельный творческий импульс? В некотором смысле, да, но ответ на этот вопрос гораздо сложнее.
Еще один суперзвездный робот-художник — Ай-Да, которая использует камеру в своем глазу (в сочетании с алгоритмами машинного обучения) для создания оригинальных портретов, используя как экспрессионистские, так и кубистские стили. В 2019 году галерея Barn в Оксфорде, Англия, продала более 1,3 млн долларов произведений искусства Ai-Da.
Когда роботы создают искусство, они полагаются на алгоритмы машинного обучения, «глаза» роботизированной камеры и навыки рисования, полученные от людей, — однако разработчики настаивают, что искусство роботов отражает не только усвоенный ввод, но и интерпретации, уникальные для навыков каждого робота. Во оно как.)
Однако с другой стороны, сгенерированные ИИ произведения искусства также могут использоваться для распространения впечатляющих имитаций. Недавно платформа машинного обучения создала серию изображений в стиле поп-культурного художника Бэнкси, — и хотя изображения уникальны, их сходство с работами Бэнкси поразительно. Этот тип стилистической мимикрии вызвал множество дискуссий о творческой лицензии и законах об авторском праве.))
Эпоха роботов-рисовальщиков и роботов-живописцев уже наступила. От потрясающих захватывающих фресок и городских пейзажей до абстрактных произведений и эпических совместных произведений, созданных командами роботов (и роботов/людей), созданные роботами изображения штурмом захватывают миры искусства и технологий. Галерейные экспозиции уже полностью посвящены компьютерным произведениям искусства, созданным исключительно роботами.
Но кто настоящий художник — робот, создатель робота или алгоритмы, используемые для создания произведений искусства? И в какой степени эти роботы создают свои работы автономно, без участия человека?
В случае с искусством, созданным роботами, те же основные определения искусства — произведения, вызывающие определенные эмоциональные и интеллектуальные реакции — должны применяться независимо от того, как (или кем) они были созданы.
А как насчет эмоциональных чувств художника, которые мы так сильно чувствуем, когда видим произведение искусства? Хотя роботы не смогут создавать эмоциональные произведения искусства, пока сами роботы не станут эмоциональными, это не значит, что, глядя на произведение искусства робота, мы не можем получать от него эмоции. 🙂