Нам обещали будущее лёгкой мобильности, мир летающих автомобилей и автономных капсул, проносящихся по сверкающим городским пейзажам. Но пока мы стоим в пробках, это будущее кажется вечно недостижимым. В ожидании новых мостов и туннелей, которые хоть как-то облегчат ситуацию, мы устремляем взоры к небесам в поисках лучшего решения, хотя ответ всегда был у нас под ногами: вода.
Наши самые ранние цивилизации зародились на воде. Реки и побережья были нашими первыми магистралями, источником жизненной силы торговли, исследований и связей. Однако за последнее столетие мы отказались от этой обширной открытой инфраструктуры, заасфальтировав наши ландшафты по мере того, как автомобили становились всё более экономичными. Мы позволили автомагистралям заменить водные пути.
Сегодня наш мир в подавляющем большинстве прибрежный: 40% мирового населения проживает в пределах 100 километров от береговой линии, а 14 из 17 крупнейших городов мира расположены у воды. Такая огромная концентрация людей и экономической активности — более 10% человечества, скученного на всего 2% прибрежных земель — породила неразрешимый кризис мобильности на суше.
Автономные роботакси на воде — это не далёкая мечта, а логичный и неизбежный следующий шаг к обеспечению быстрой и экологичной мобильности. Конвергенция электрических судов на подводных крыльях, автономности и робототехники происходит с темпами, немыслимыми ещё десять лет назад.
Кстати, более простая операционная среда: в отличие от хаотичных городских улиц, на открытой воде нет перекрёстков, пешеходов и велосипедистов. Автономному судну не нужно отличать пластиковый пакет от ребёнка. Оно функционирует в структурированном мире, где число переменных на порядки меньше. Учитывая, что человеческие ошибки являются причиной примерно 75% морских аварий, автоматизация в этой более простой сфере открывает чёткий и прямой путь к повышению безопасности.
Десятилетиями водный транспорт был ограничен тремя постоянными проблемами: он был слишком дорогим, слишком медленным и слишком неудобным. Традиционные паромы — тяжёлые водоизмещающие суда, работающие на газе, — тратят огромное количество энергии на отталкивание воды, создавая разрушительные кильватерные струи, и обеспечивают неровный и ненадёжный ход только в самых спокойных условиях. Решающим фактором стали электрические подводные крылья. Эти крылья из углеродного волокна полностью поднимают корпус судна над поверхностью воды, устраняя большую часть гидродинамического сопротивления. Это сокращает потребление энергии почти на 80% по сравнению с обычными судами. В сочетании с достижениями в области аккумуляторов, датчиков и лёгких композитных материалов высокоскоростной электрический водный транспорт… Подробнее »
Реальный потенциал заключается не только в разработке более совершенного судна; это создание целой комплексной экосистемы, необходимой для масштабного внедрения автономного водного транспорта.
Мечта о воздушном транспорте сталкивается с еще более серьезными препятствиями. Несмотря на миллиарды инвестиций и бесчисленные прогнозы о том, что мы всего через год-два сможем пролететь над пробками, мы пока не видим ни одного стартапа, который бы вышел за рамки испытаний.
Возможно, в нашем стремлении покорить сложные земные и воздушные просторы мы упустили из виду более элегантный и прямой путь.
Возможно, новое поколение водных перевозок может обратить эту тенденцию вспять.)
Если XX век определялся автомагистралями, вполне возможно, что XXI век будут определять города, которые восстанавливают свои водные пути. Такова жизнь.)