Нет никакого морального императива быть валуистом. Но вот простой аргумент в пользу валуизма, который некоторые люди находят убедительным.
Есть некоторые вещи, которые вы цените. Но что касается большинства из этих вещей, вы цените их только потому, что они дают вам другие вещи, которые вам небезразличны; то есть большинство наших ценностей являются инструментальными, а не внутренними.
Например, вы, скорее всего, цените деньги, но вы цените их только потому, что они позволяют вам получать другие вещи, которые вы хотите (еду, кров, душевный покой, путешествия, удобства, статус, удовольствия и т.д.), поэтому деньги — это не то, что вы цените по своей сути.
Внутренние ценности — это вещи, которые вы цените сами по себе, не как средство для достижения других целей. Представьте, если бы деньги не позволяли вам ничего купить, не давали никакой власти, престижа или положительных чувств, и их нельзя было даже сжечь для получения тепла. Очевидно, что в этом случае они не будут представлять для вас какой-либо ценности. С другой стороны, опыт счастья не такой (почти для всех). Вы цените ощущение счастья, даже если в результате этого счастья больше ничего не происходит. Ваше счастье почти наверняка является одной из ваших внутренних ценностей. В некотором смысле, внутренние ценности — это единственные вещи, которые вы принципиально цените.
Валуизм предлагает много преимуществ по сравнению с образом жизни многих людей. К примеру, как валуист, вы с меньшей вероятностью будете путать свои инструментальные и внутренние ценности. Валуисты стараются четко отличать свои инструментальные ценности от внутренних, что помогает им избежать «ловушек ценностей», связанных с ошибочным стремлением к инструментальным ценностям.
Но как отличить то, что вы цените по своей сути, от того, что вы цените чисто инструментально? К сожалению, наш мозг не отделяет автоматически то, что мы ценим по своей сути, от того, что мы ценим инструментально. Один из способов выяснить, является ли что-то одной из ваших внутренних ценностей, — спросить себя: «Если бы это появилось у меня, но не принесло никаких других положительных последствий, буду ли я по-прежнему ценить это?»
«К сожалению, наш мозг не отделяет автоматически то, что мы ценим по своей сути, от того, что мы ценим инструментально.»
Это точно.)
Да, есть такое.
Внутренняя ценность — это то, что ценишь само по себе (то есть ради него самого), а не только из-за его последствий. Мы можем просто отличить это от вещей, которые мы ценим инструментально, то есть от вещей, которые мы ценим только потому, что они помогают нам получить (или создать) больше других вещей.
Именно эта ловушка и поглощает большинство людей на планете . Они гонятся за инструментами внешними. Чтобы заполнить свои внутренние дыры.
К сожалению, большинство людей не тратят много времени на размышления о том, каковы их внутренние ценности.
Это означает, что часто они преследуют внутренние ценности окружающих их людей, а не свои собственные внутренние ценности.
Люди часто не проводят четкого различия между внутренними ценностями и инструментальными ценностями.
Да, обычно они не тратят много времени на обдумывание, разработку стратегий и принятие мер, чтобы эффективно создавать больше того, что они действительно ценят.
Часто довольно легко выбрать то, что мы ценим; может быть сложнее определить, какие из наших ценностей являются внутренними, а не инструментальными. Инструментальные ценности легко принять за внутренние. Мы часто думаем, что ценим вещь по своей сути, но, поразмыслив, обнаруживаем, что ценим ее лишь инструментально.
На самом деле людьми в основном руководят силы, отличные от их внутренних ценностей. Привычки, пристрастия, побуждения, мимикрия, стремление к удовольствию и избегание боли… :))