Вы не выходите из «Властелина колец», жалуясь на цифровых орков. Вы не отвергаете «Гравитацию», потому что Земля была смонтирована на постпродакшне. Вы говорите: это было захватывающе.
Мы замечаем компьютерную графику только тогда, когда фильм терпит неудачу — когда он эмоционально мертв, когда сценарий слаб, когда режиссура сбивается. Тогда мы виним инструменты. Марвелизация кинематографа расстраивает пуристов не из-за используемых в нем инструментов, а из-за того, что он добивается успеха благодаря коммерческому алгоритму; по иронии судьбы, этот алгоритм был жив и здоров задолго до того, как искусственный интеллект стал мейнстримом.
Плохая компьютерная графика похожа на плохую прозу: это недостаток видения, а не технологии. То же самое можно сказать и об искусственном интеллекте в письменной форме. Хорошее эссе — это хорошее эссе. Если оно меняет вас, трогает, заставляет задуматься, источник становится неактуальным. Работа уже сделала свое дело.
Это беспокойство не ново. Когда фотография впервые появилась в 19 веке, в ней видели смертельную угрозу живописи. Шарль Бодлер называл ее «убежищем каждого художника—неудачника», обвиняя в том, что она убивает воображение и сводит искусство к механическому воспроизведению.
Когда фотография впервые появилась в 19 веке, в ней видели смертельную угрозу живописи. Шарль Бодлер называл ее «убежищем каждого художника—неудачника», обвиняя в том, что она убивает воображение и сводит искусство к механическому воспроизведению.
Этот кризис не положил конец живописи, он спровоцировал ее переосмысление. Фотография заставила художников задаться вопросом: если реализм больше не является нашей монополией, в чем наше призвание? Ответом был модернизм.
Да, импрессионизм, абстракция, экспрессионизм и кубизм возникли из шока от фотографии. Тревога создала Ренессанс.)
Кино родилось именно в такой момент. Сначала его отвергли как водевиль. Затем звук осудили как трюк. Затем цвет. Затем компьютерную графику. И все же из каждого нарушения рождалась непреходящая работа. «Парк Юрского периода» выдерживает испытание временем не потому, что его динозавры выглядят настоящими (они больше не выглядят), а потому, что Спилберг знал, как вызывать благоговение.
На самом деле, большинство великих художественных инноваций проистекают не из чистоты, а из противостояния нечистому. Новые инструменты разоблачают допущения старых форм. Они заставляют художников заново обосновывать свой выбор.