Добро пожаловать в эпоху цифрового нарциссизма, мир бесконечных возможностей показа и неограниченных возможностей похвастаться. Хвастовство никогда не было таким легким и, как ни странно, более торжественным.
До начала нулевых выход из реальности обеспечивало телевидение, перевозя потребителей в вымышленную вселенную комедийных сериалов и мелодрам. Затем появились реалити-шоу, которые снова обратили наше внимание на себя, передавая якобы подлинную и обыденную жизнь обычных людей, превратив мусорное ТВ в культурный блокбастер. За прошедшие почти два десятилетия социальные сети привели нас на неизведанные территории эгоистичной лести, позволив каждому транслировать свою жизнь и стать звездой своего собственного круглосуточного шоу. Пользователи стали и актерами, и потребителями продуктов одновременно.
Примечательно, что цифровой нарциссизм и был в основе каждого мега-успешного приложения и веб-сайта. Все началось с MySpace, каталога для любителей поп-музыки и диджеев. Затем появился Facebook, энциклопедия простых людей. YouTube предоставил всем свои телеканалы, Blogger и Tumblr сделали нас творческими писателями, в «Вконтакте» все законтачились, Твиттер принес тонну подписчиков и положительных отзывов Instagram сделал «селфи» словом года. Tinder, как идеальный инструмент для знакомства нарциссов, и Snapchat оплот эфемерного секстинга — заставляют Facebook выглядеть интеллектуально на их фоне. И если ваша задача — оставаться на связи после смерти, существует целое движение, индустрия цифрового загробного мира, посвященная сохранению вашей нарциссической активности в социальных сетях после вашей смерти. Как говорит лозунг Liveson: «Когда ваше сердце перестает биться, просто продолжайте чирикать».
Неудивительно, что уровни нарциссизма растут на протяжении десятилетий. Такие увеличения предшествуют социальным сетям, но они явно обострились с момента их появления. В то же время, с появлением Facebook и Twitter наблюдается резкое снижение уровня альтруизма и эмпатии. Теперь мы более связаны, чем когда-либо, но также меньше заинтересованы в других людях, за исключением случаев, когда речь идет о том, что они думают о нас. Как будто близость к другим сделала нас более асоциальными. Фрейд, который, без сомнения, имел бы тысячи последователей в Твиттере сегодня (если бы он мог отразить свои взгляды в 140 символах), назвал это «дилеммой ежа». То есть люди похожи на ежей зимой, которым нужно подойти ближе друг к другу, чтобы справиться с простудой, но они не могут подойти слишком близко, не повредив друг друга своими иглами.
Тем не менее, социальные медиа для нарциссов — это то же самое, что и доза для наркоманов… Чем вы нарциссичнее, тем тяжелее ваше использование социальных сетей. Действительно, научные исследования показали, что количество обновлений статуса, привлекательных селфи, регистраций, подписчиков и друзей все положительно коррелирует с нарциссизмом, так же как и тенденция принимать приглашения от незнакомцев, особенно когда они привлекательны. Причиной такой корреляции является то, что нарциссические люди гораздо чаще используют социальные сети для изображения желаемого, хотя и нереального имиджа, накапливают виртуальных друзей и транслируют свою жизнь аудитории.
В конечном счете, онлайн-проявления нарциссизма могут быть не более чем самопрезентационной стратегией для компенсации, на самом деле, низкой и хрупкой самооценки. Тем не менее, когда эти усилия подкрепляются и вознаграждаются другими, они увековечивают искажение реальности и укрепляют нарциссические заблуждения.
Это, коллега, уже патологическая любовь к себе.
Это точно, патология 🙁
Ой, да не сгущайте краски))